— |
Заказчики не платят, а Исполнители не делают.
Как уберечься от невыполнения обязательств в бизнесе? Рассказываем о простом способе избавиться от главного риска в проведении сделок.
  • Мясокомбинат заказал разработку дизайна, получил макет и исчез, не оплатив.
  • Веб-студия сделала сайт автодилеру, но так и не дождалась окончательной оплаты выполненных работ.
  • IT-компания взяла предоплату на поставку серверов, но ничего не поставила.
  • PR-агентство обязалось организовать большую медиа-кампанию, выставило счёт — и после получения оплаты перешло в бесконечный режим «возникли сложности, скоро всё будет».
Сколько существует бизнес, столько существует и проблема выполнения обязательств: прямо в эту секунду очередной заказчик где-то отказывается платить, а очередной исполнитель сливается с полученной предоплатой.

По данным опроса, проведённого изданием Cossa.ru, в области digital-услуг 73% заказчиков и 79% исполнителей сталкивались с невыполнением обязательств партнёров по договору.
История эта вечная, как и попытки обезопаситься от такой ситуации. Вот что к сегодняшнему дню придумало человечество и как это работает (и не работает):
Полная [пост]оплата

Схема, придуманная заказчиками. Вы получите деньги только когда полностью выполните свои обязательства. Этот вариант страхует заказчика от недобросовестных исполнителей, но открывает широчайшие возможности злоупотреблений перед ним самим. Можно бесконечно затягивать сроки, можно отказываться под надуманными предлогами.
Полная [пред]оплата

Зеркальный вариант, но уже в интересах исполнителей. «Пока вы не оплатите нашу работу целиком, мы с места не двинемся». Соответственно и злоупотребления аналогичные — срыв сроков вплоть до полного невыполнения обязательств.
Частичная [пред]оплата

Компромиссный вариант, который, казалось бы, должен устраивать обе стороны: разбивка платежа на две части, предоплату и постоплату. В теории, внося предоплату, заказчик подтверждает серьёзность своих намерений, а исполнитель мотивируется чётко выполнить обязательства.

Но на практике оказывается, что эта схема ничем не отличается от полной предоплаты, за исключением того, что отсеивает заказчиков, у которых вообще нет денег, а исполнителю гарантирует хотя бы частичное покрытие издержек. А вот с получением окончательного расчёта всё те же проблемы — своих кровных можно добиваться месяцами и так и не дождаться ничего.
«Серьёзный Договор»

Это немонетарная схема защиты. Как правило, у каждой сделки есть договор, но в большинстве случаев он достаточно формален и содержит «серые зоны» — размытые формулировки или невнятно прописанные процедуры, что позволяет сторонам по-разному трактовать его положения. Поэтому отдельным вариантом становится подготовка детального пакета документов по сделке, с прописыванием всех понятий, процедур и регламентов.

Главная проблема этого варианта в том, что он требует больших ресурсов (в крупных компаниях есть целые юридические отделы, готовящие документацию по каждой сделке), но, строго говоря, ни от чего не защищает.

В большинстве случаев проблема невыполнения обязательств возникает не потому, что в договоре что-то не прописали, а потому, что одна из сторон «не смогла».

Поэтому усилия по подготовке договора облегчают позицию стороны при судебном разбирательстве, но никак не гарантируют его корректного исполнения.
Escrow, или использование третьей стороны для гарантий

Пожалуй, лучшее решение, существующее на сегодняшний день – Escrow, сервисы гарантированных расчётов.

Суть подхода в том, что в сделке участвует третья сторона — сервис, которому доверяют и заказчик и исполнитель. Заказчик переводит оплату не напрямую исполнителю, а на счета сервиса, где она хранится до тех пор, пока обязательства по договору не будут выполнены.

Исполнитель в этом случае получает гарантии кредитоспособности и добросовестности заказчика, а заказчик может быть уверен, что ему не придётся задавать подрядчику вечный вопрос: «Мы же всё оплатили, когда же вы сделаете?».
Сервис Гарантированных Расчётов от Сбербанка
Одним из самых серьёзных игроков на российском рынке гарантированных расчётов является Сервис гарантированных расчётов, оператором которого является компания «Сбербанк-АСТ» — технологического подразделения крупнейшего российского банка.

Гарантии надёжности и безопасности сделок обеспечиваются как технологическими решениями, так и репутацией «родителя» — ПАО Сбербанк.

Расскажем подробнее, что это за сервис.
Как это работает?
Схема работы очень проста. Вы регистрируетесь на сайте сервиса и создаёте сделку, подтверждаемую и заказчиком, и исполнителем. Далее заказчик переводит сумму договора на счёт сервиса – и ждёт выполнения работ. Когда работы по договору выполнены, это подтверждается в интерфейсе системы и оплата отправляется исполнителю.
Какие ограничения по размеру сделок?
У сервиса нет ограничений по размеру сделок, поэтому через него можно работать и по многомиллионным контрактам, и заказывая мелкую работу у фрилансера.

Поставки товаров и оборудования, сделки с недвижимостью, любые услуги — все эти сделки могут быть защищены с помощью «Сервиса гарантированных расчётов» от ПАО Сбербанк.

Более того, сервис можно использовать и при сделках между физическими лицами, для этого потребуется только регистрация на сайте сервиса.
Сервис берёт комиссию? Какую?
Комиссия «Гарантированных расчётов» самая низкая на этом рынке — 0,8% от небольших и средних сделок, и 0,065% (но не более 65 000 руб.) по крупным сделкам.

При частом использовании сервиса предусмотрены скидки по комиссии от 20% до 50%.

Более того — комиссия может быть поделена между заказчиком и исполнителем, для этого тоже есть технические средства.
А что с безопасностью?
С безопасностью всё хорошо.

Сервис использует систему одноразовых паролей для подтверждений всех этапов, что страхует от проведения сделки неуполномоченным лицом.

При проведении сделок суммой более 100 000 рублей юридические лица и ИП используют для подтверждения операций электронную подпись.
Как быть с контрактами, в которых платёж разбивается на предоплату и постоплату?
В таких сделках предоплату можно вносить напрямую исполнителю, а постоплату — на счёт сервиса. Смысл остаётся тем же: сервис гарантирует получение исполнителем оплаты после выполнения им работ по договору.
Обеспечивает ли система арбитраж? Что, если стороны не могут решить — выполнены работы или нет?
Обычно Escrow-сервисы по умолчанию включают цену арбитража в свою комиссию, что ведёт к её росту. Особенность «Гарантированных расчётов» в том, что услуги арбитража не навязываются как обязательные, и не включаются в базовую стоимость. В подавляющем большинстве сделок никаких трений у сторон не возникает, а значит, нет смысла брать лишние деньги с участников. Однако, если в процессе работы по договору у сторон возник конфликт, то арбитраж может быть произведён партнёрами сервиса.
Что нужно, чтобы начать работу?
Просто зайти на сайт, зарегистрироваться, и создать сделку. Это быстро и просто.
Оператором сервиса гарантированных расчётов является компания ЗАО Сбербанк-АСТ.
Made on
Tilda