«Разговоры со знаменитостями» — СПЕЦПРОЕКТ COSSA И AGIMA
«И соцсети, и вебсайты
в своём нынешнем виде постепенно исчезнут»
Марк Шейфер, исполнительный директор Schaefer Marketing Solutions
Cossa и AGIMA продолжают спецпроект «Разговоры со знаменитостями». В этот раз мы поговорили с Марком Шейфером.

Марк Шейфер
Консалтинговый эксперт, специалист в области пиара, маркетинга и продаж с 30-летним опытом работы. Исполнительный директор Schaefer Marketing Solutions. Компания разрабатывает маркетинговые и SMM-стратегии для стартапов и глобальных брендов вроде adidas, Dell, Johnson & Johnson и даже правительства Великобритании.

businessesgrow.com
— Сейчас, помимо профильных специалистов, профессионально занимающихся маркетингом в социальных сетях, есть множество блогеров-самоучек, которые самостоятельно создают многомиллионную аудиторию и влияют на неё. Как вы думаете, кто лучше понимает современные соцсети — SMM-специалисты, которые работают с ними, или успешные блогеры, которые в них пишут?
— Это слишком общий вопрос. На самом деле, всё зависит от таланта конкретного человека. Я абсолютно убеждён, что для того чтобы добиться успеха, всё равно придётся вникать во всё лично и самому осваивать работу с конкретным ресурсом.
— Для молодёжи соцсети — среда обитания, знакомая с детства, а не инструмент, как для старшего поколения. Для многих сегодня интернет сводится к привычной соцсети. Как вы считаете, значит ли это, что и в целом интернет постепенно перестанет быть совокупностью сайтов, а станет чем-то вроде глобальной социальной сети, персонализированным пространством со связями между участниками?
— Я не совсем согласен, что люди используют соцсети по такому возрастному принципу. Мне не нравится подобное разделение людей на категории. В целом же — я думаю, что и соцсети, и вебсайты в своём нынешнем виде постепенно исчезнут. Потому что интернет проникает всюду, постепенно образуя единое и целостное пространство.
— Многих из соцсетей, подававших большие надежды, сегодня уже не существует или почти не существует. Есть ли среди них те, которые, по вашему мнению, были забыты несправедливо?
— Я полагаю, что победителей и проигравших определяет сам рынок, поэтому — что есть, то есть. Мне действительно не хватает некоторых любимых соцсетей, но большинство технологий, которые использовались небольшими платформами, в итоге были взяты на вооружение более крупными компаниями.
— Как думаете, какие соцсети и инструменты не потеряют актуальность через 5 лет?
— В следующие пять лет самым влиятельным будет тот же десяток соцсетей, что и последние пять лет, — за исключением Google+. Придумать и сделать что-то новое становится всё сложнее, поскольку Facebook или Google либо быстро внедрят эту же идею, либо задавят новичка. Я предположу, что в следующие пять лет прорваться в топ-10 удастся разве что какой-то одной новой платформе.
— Возможна ли «идеальная соцсеть», которая сделает ненужными все остальные сети?
— Возможно, она уже существует — я имею в виду китайскую WeChat. Она успешно объединила в себе достоинства и функции многих соцсетей. Ни одной другой платформе ещё не удавалось подойти к идеалу так близко.
— Куда движется блогинг? Кем станут блогеры? Заменят ли они Джимми Фэллона?

Джимми Фэллон
американский актёр, комик, певец, музыкант и ведущий ток-шоу.
— Думаю, что письменному контенту всегда найдётся место. Многие люди предпочитают получать информацию именно таким способом. Поэтому блогинг не умрёт, пока живо чтение. Я уверен, что у него множество возможностей для развития — например, объединение текста с визуальными элементами, добавление интерактива. Поэтому я верю, что блоги и в самом деле переживут Джимми Фэллона.
— Постоянно появляются новые инструменты и платформы (например, nimses). Как специалисту понять, чем действительно стоит пользоваться, а что лишь сиюминутный тренд, на который не стоит тратить время и силы?
— Мы наблюдаем, как всё время, одна за другой, появляются новые соцсети. Однако тех, что существенно влияют на бизнес, среди них почти нет. Поэтому ключ к успеху — сосредоточиться на 1-2 главных платформах, которые популярны у ваших клиентов, и постоянно отслеживать происходящие там изменения.
— У каждой соцсети свои особенности, свои инструменты, своя аудитория. Если компания ведёт одновременно несколько соцсетей, разумно ли поручать администрирование одному человеку? Или соцсети стали уже настолько сложны, что правильнее выделять специалистов для каждой?
— Это очень сильно зависит от размера компании. В маленьких компаниях всем может заниматься кто-то один. В крупных эту работу могут вести несколько человек или даже агентство на аутсорсинге.
— Есть ли смысл пытаться через соцсети говорить с аудиторией 40+? Как строить такую коммуникацию? Какие инструменты использовать?
— Конечно, можно таргетировать на любую возрастную группу. Люди есть люди, и почти каждая возрастная группа в той или иной степени представлена в соцсетях. Но не существует готовых рецептов. Нужно анализировать бизнес-ситуацию для каждого случая.
— Как вы думаете, если бы у великих творцов прошлого были соцсети, это помогло бы их успеху или наоборот? Если бы Ван Гог вёл Instagram, он стал бы известным и коммерчески успешным или, напротив, попал бы в категорию «Прикольные эксперименты с красками» и канул в небытие?
— Ван Гог стал бы популярнейшей персоной в Instagram. Однако я не назвал бы его просто прикольным чуваком.
— Соцсети забирают у людей огромное количество времени. А дают ли они что-то взамен? Общение в соцсети — это общение или его подмена?
— Об этом лучше спросить их самих. В обмен на время, проведённое в соцсетях, каждый непременно что-то получает. Для кого-то это новые знания, развлечения, а кому-то просто удаётся улизнуть от одиночества. И я думаю, что всё это по-своему ценно. Кто мы такие, чтобы судить?

Именно в соцсетях я встретил нескольких своих лучших друзей. Так что да, это настоящее общение.
— Расскажите о своём самом большом провале. И как вы с этим справились (или нет).
— Мне посчастливилось учиться у знаменитого бизнес-консультанта и писателя Питера Друкера. Однажды он сказал мне, что каждый предприниматель даже должен ошибаться, но важно не допустить такую огромную ошибку, после которой уже ничего не поправить. Я последовал его совету и могу сказать честно: грандиозных провалов у меня не было. Если бы такой всё же случился — возможно, я не стал бы известен в своей сфере, а вы, скорее всего, не брали бы у меня это интервью. В общем, нам обоим повезло, что у меня обошлось без колоссальных провалов!
Комментирует Евгений Лобанов,
исполнительный директор AGIMA
Для современной молодёжи интернет — уже совсем не то, чем он был для тех, кто начал пользоваться сетью в девяностых-двухтысячных. Они помнят взлёт популярности чатов, выделение форумов в отдельную нишу веб-ресурсов, web 2.0, но для новой волны интернет-пользователей это уже каменный век. Те инструменты, которые есть у молодых пользователей интернета, подход, образ мышления в большей степени располагают к созданию новых трендов в social-маркетинге. Достаточно просто того факта, что большинство стартапов в области разработки и запуска продуктов созданы новичками. Но, несмотря на общую картину, нельзя недооценивать таланты конкретного специалиста, который может делать продукты для social в любом возрасте.

Интересный вопрос — что станет по мере развития новых технологий со «старыми» форматами, с тем же блогингом? Я думаю, что мы стоим на пороге web 3.0, когда технологии AR и VR станут общедоступны и пользователи смогут самостоятельно создавать такой контент. Поэтому я вижу развитие классических форматов в их трансформации.

Сегодня самые интересные события происходят в мире социальных сетей, именно там внедряются новые инструменты. Элементы соцсетей используются во всех популярных продуктах. Например, сложно представить видеоигры без социализированного магазина по продаже контента, и даже часы, машины, телевизоры и наручные браслеты имеют доступ к соцсетям и свои собственные профили пользователей, а также содержат элементы геймификации.
Теперь компании получают в качестве аудитории весь мир. При этом пользователю, по сути, всё равно, откуда к нему поступает информация. Выходит, что устройства, которые мы используем, стали для нас полноценными СМИ. Сайты умело подхватили этот тренд и закономерно перешли на общение с клиентами именно через их соцсети, синхронизированные с гаджетами. Мы проводим в социальных сетях так много времени, что сами же по-хорошему «провоцируем» развитие SMM как услуги и бизнеса.
Кроме того, пользователи уже крепко обжились в «своих» соцсетях, поэтому я считаю, что в ближайшее время нас ждёт не соперничество старых соцсетей с новыми, а битва между инструментами. Именно этот уровень конкуренции будет двигать индустрию вперёд.

Обратите внимание, как быстро многие соцсети внедрили Истории или сделали поддержку 360-видео.

И в такой ситуации заявить о себе новичку будет очень сложно: для того чтобы потеснить гигантов, придётся создать нечто экстраординарное.

В целом же SMM — уже не просто перспективное направление, а полноценный бизнес и тренд, который мы интегрируем и в наши проекты.

Мы включаем в свои коммерческие предложения опцию по развитию продукта через социальные сети, объясняя клиенту, что без SMM сейчас уже нельзя, к покупателю нужно приходить самим. Причём стоит говорить не о классическом SMM, ориентированном на лайки, шеры и охват, а о performance social, для которого главный ориентир — продажи продукта. И наш опыт показывает, что необходимость общаться с потребителем удобными ему способами постепенно осознают все крупные игроки от ecommerce до ритейла.
comments powered by HyperComments
Понравилось? Поделись с друзьями!
Другие беседы спецпроекта
Made on
Tilda